Статьи  


Пленительные звуки бузуки!" Заполярный Вестник" 4 марта 2011 года, 14:10
Недавно в Норильске прошла творческая встреча участников местной общественной организации поддержки греческой культуры с музыкальным коллективом колледжа искусств. Одним из главных поводов мероприятия стали народные музыкальные инструменты, которые привезли из Греции специально для норильчан.
Греческое общество Норильска всегда славилось творческим подходом и особой тягой к изучению культуры далекой страны. Возможность проникнуться греческим фольклором в живом звучании появилась благодаря сразу трем музыкальным инструментам: бузуки, понтийской лире и бубну (тамбурину).
– Они появились у нас в прошлом году, – рассказала председатель норильского греческого общества Елена Богаченко. – Именно тогда на празднике в честь Дня независимости Греции преподаватель Норильского колледжа искусств Сергей Федоров со своим ансамблем исполнял для гостей греческие народные композиции на бузуки и других музыкальных инструментах. Играл произведения знаменитого композитора Микаса Теодоракиса. Традиция продолжается, и вот мы снова собрались, чтобы услышать эту игру, поговорить об особенностях музыкальной культуры.
Сергей Федоров, в свою очередь, отмечает значимость такого общения и его пользу как для представителей греческого общества, так и для обычных норильчан.
– У нас с ними тесная культурная связь, – говорит преподаватель колледжа искусств. – Это связано и с общей верой (православием), и с культурой, в том числе музыкальной. Они во многом соприкасаются. Я со своими студентами играю на народных инструментах – домрах, балалайках, изучаем игру на гитаре. У греков таким распространенным инструментом считается бузуки. У всех этих инструментов единое происхождение от лютни – такого всемирного “прародителя”. Его разновидности есть в Европе, Азии, Китае, Африке и Латинской Америке, но под разными названиями. На бузуки струны сдвоены, как на мандолине. Звук получается космический, рассыпчатый. Он очень нравится людям.
– Какую программу вы представили на встрече с участниками общественной организации поддержки греческой культуры?
– Мы исполнили произведения народов мира. Играли также на домрах. Так как этот инструмент тоже пересекается с многими, то и любая народная музыка ему очень хорошо подходит. Помимо этого я побеседовал со слушателями на тему инструмента бузуки и его роли в культуре Греции. Тем более что он начал развиваться только в 60-е 
годы XX века благодаря известному композитору Микасу Теодоракису. Он написал музыку (сиртаки) к фильму “Грек Зорба”. Эта музыка прославила инструмент на весь мир. После фильма он прижился и в Ирландии, но стал называться просто зук. До середины прошлого века бузуки считался более примитивным, народным. На нем играли в тавернах, где собирались люди из разных сословий, но бузуки не развивался. Практически был под запретом. Полагалось, что игра на нем – искусство низов, и это было неприемлемо для большой сцены.
А вот Микас Теодоракис как раз тот композитор, который все эти представления перевернул и принес бузуки всемирную популярность. Вскоре на нем стали играть во всех странах мира, в том числе в России. Сначала в диаспорах, а потом и в более широких кругах.
– Для вас это не первый опыт общения с поклонниками греческой культуры. К чему может привести такое взаимодействие?
– Год назад, когда мы встречались в День независимости Греции, я играл сольно и с ансамблем. А так как я занимаюсь народной музыкой, в том числе и других балканских народов (Румынии, Болгарии, Сербии, Хорватии, Черногории, Венгрии и прочих), был на гастролях, играл в этих странах, включил в концерт и эти произведения.
Кстати, бузуки у меня тоже есть. Эта музыка не столь доступна, как может показаться. Но у нас с местным греческим обществом возникли некоторые идеи культивирования игры на бузуки в Норильске. Например, можно открыть в музыкальной школе класс бузуки или каким-нибудь другим образом обучать игре молодое поколение. В принципе, в этом и заключается влияние российского образования на музыку разных народов. Потому что только в нашей стране продумано высшее и среднее музыкальное образование по классу бузуки. На Западе это возникает только сейчас. В Греции тоже. Там открывают школы, появляются самоучители игры на этом инструменте и новые композиторы.
Достижения как стимул
Рассказывая о своем ансамбле, Сергей Федоров с гордостью упомянул о достижении студенток на недавнем музыкальном конкурсе “Снежный блюз”, где девушки заняли первое место в соответствующей номинации.
– На домрах играли первокурсницы Екатерина Зайцева, Оксана Карпачева и Татьяна Талалаева, которая к тому же заняла второе место в номинации “Соло”. С этими девушками мы и встречались с греческой диаспорой. Кроме того, в ансамбль входит Анна Миронова (третье место в номинации “Соло”) и гитаристка Софья Сметанина с третьего курса. “Снежный блюз” стал дебютом у моих подопечных в качестве студенток колледжа. До этого они участвовали в конкурсах школьного уровня. А еще в позапрошлом году Софья Сметанина участвовала в конкурсе “Фольклор без границ”, который проходил в Болгарии. Там она победила в номинации “Соло” и получила второй приз в номинации “Ансамбли”. В прошлом году в Петербурге Софья выступала с напарницей на конкурсе народных инструментов “Метелица”. Там было свыше 500 участников, и наши девочки заняли первое место. Помимо прочего, Софья вошла в список ста талантов России, а ее напарница, норильчанка Алена Щагина, учится в московском училище им. Гнесиных – самом престижном музыкальном учебном заведении страны. Думаю, это выдающиеся достижения для Норильска и отличные примеры, подпитка, стимул для нынешней талантливой молодежи.
– Как называется ваш ансамбль?
– Я называю его “Сфорцандо”. Это музыкальный термин. Означает акцент. Обозначается как Sf (можно истолковать и как “Сергей Федоров”. – Авт.). Считаю, что детское творчество очень интересно. Стараюсь делать на нем большой акцент (сфорцандо). Чтобы с детства привлечь ребят к достойному делу, к социальной жизни.
– Каковы, по-вашему, перспективы у современных выпускников музыкальных училищ и колледжей? Есть шанс достойно жить и выступать на достойной сцене?
– Любой профессионал, не важно, чем он занимается, ценится в любом обществе. У каждого есть шанс, но все зависит от трудолюбия. Главное – следовать своим духовным принципам, но здесь все зависит от стойкости человека. Если он верен своему курсу – цели добьется и в российском обществе, и в гораздо более сложном. Пока в России больше процветают другие направления. На молодежь сильно влияют субкультуры. Я думаю, что это все временное явление. Пена всегда поднимается-поднимается, а потом уходит.
Культурно просвещенный человек может спокойно себя чувствовать в своей стране, занимаясь любимым делом. Разумеется, никаким миллиардером он не станет. Честным трудом богатства сложно добиться. Но достойно жить, зарабатывать, творчески реализовываться можно вполне. Музыка – это такая специальность, которая открывает границы. Если в России совсем не нравится, то в другой стране ты, несомненно, будешь востребован. Поэтому в 90-е годы из страны за рубеж уехало много талантливых музыкантов. Язык музыки понятен всем, и он помогает гармонично существовать в нашем мире.
– Чего же стоит опасаться молодым музыкантам?
– Главное – не идти на сомнительные компромиссы. Я имею в виду шоу-бизнес. Это не искусство. Это бизнес с жестокими нравами. Когда я учился в Москве, в свое время играл в ансамбле знаменитой певицы Людмилы Зыкиной. С ней поездил и по стране, и по миру. Был в Африке, Азии, Европе даже в Северной Корее. Поэтому я знаю примерно, чем люди шоу-бизнеса живут, чего хотят и как воспринимают мир.
В Америке есть элитные оркестры, но как таковой массовый уровень культуры ниже. Там больше развит бизнес. На нем все и построено. В Европе же в любой немузыкальной школе есть свой духовой оркестр. Есть хор как предмет. Но музыкальные европейские школы отличаются от наших. В России они более профессиональны. Количество уроков больше: и сольфеджио, и музыкальная литература. Специальность бывает три-четыре часа. А за рубежом все урезано: час, полтора, максимум два. Естественно, в таких школах платная основа, и плата несоизмеримо выше, чем у нас. Принимают всех, независимо от способностей и возраста. Но для способных детей обучение бесплатное. Я же выпускаю авторские сборники. Это, например, “Пьесы для маленьких музыкантов-домристов в сопровождении фортепиано” и “От классики до джаза” для домры и фортепиано (1–7-й классы). Так вот, эти сборники оказались очень востребованы в Канаде.
– Когда в ближайшее время норильчане смогут услышать игру вашего ансамбля?
– С 12 по 16 марта пройдет городской конкурс “Надежда”. Там выступают и мои студентки. Но самое главное – это выездные конкурсы “Метелица” и “Музыка без границ”. Последний пройдет в 20-х числах марта, и он как раз имеет народное направление. Соберутся представители всех стран СНГ. Организатор конкурса – знаменитый Великорусский оркестр, основанный Василием Васильевичем Андреевым в 1896 году при императоре Николае II. Оркестр до сих пор поддерживает традицию собирать лучших представителей музыкальной культуры среди молодых талантов. Вопрос лишь в финансовом плане. Если нам удастся собрать нужную сумму на поездку, постараемся представить Норильск на высшем уровне. Если же в городе найдутся благодетели, желающие помочь молодым музыкантам, будет замечательно.
Адрес статьи - http://norilsk-zv.ru/articles/plenitelnye_zvuki_buzuki.html


“Тряхнем костями” с диксилендом. НОРИЛЬСК ТВОРЧЕСКИЙ, 24 октября 2011 года
В мае они отметят десятилетний юбилей. Такой можно устроить праздник джазовой музыки! С приглашением товарищей по искусству, например всемирно знаменитого “Уральского диксиленда” под управлением Игоря Бутко. А что, в прошлом году два коллектива сыграли сейшен, и наши музыканты как импровизаторы были не менее убедительны, чем именитые гости. А зрители убедились: джаз, который исполняют уральский и норильский диксиленды, вполне гармоничен и оптимистичен и потому понятен простому слушателю.
Первое выступление ансамбля “Норильский диксиленд” состоялось в ресторане “Норильск” на дружеской вечеринке VIP-персон. Провожали на материк одного известного чиновника. “Он отлично вписался в ритм большого города, так что можете написать: те, кого провожает диксиленд, хорошо устраиваются и не возвращаются на Север, – шутят музыканты. – Неплохой пиар-ход, правда?”
Импровизирующие солисты
Хорошей рекламой сегодняшнего “Норильского диксиленда” являются сами участники коллектива, их имена знают все музыканты города и завсегдатаи норильского Концертного зала. Мы полюбили свой диксиленд с “Джазовой осени в Норильске” 2002 года. Дебютное выступление коллектива Сергея Марковича на большой фестивальной сцене имело оглушительный успех. Местная пресса писала: “Диксиленд – особое направление в джазе. Это ансамбль импровизирующих солистов. В сольных импровизациях каждому музыканту дается возможность в очень короткое время проявить свою индивидуальность. Многим особенно запомнился тромбонист Дмитрий Осиян. Кураж и озорство плескались в веселых глазах Дмитрия и в пластике рук, управляющих движением кулисы (так называется выдвижная часть тромбона). А сколько обаяния в мягком, немного стеснительно улыбающемся Алексее Несове, который “выписывал” виртуозные соло на саксофоне и кларнете.
Всегда “ударной” является партия блестящего барабанщика Андрея Ашикова. Он настолько мастерски владеет своими инструментами, что, даже выполняя скромную функцию ритмической опоры ансамбля, притягивает к себе внимание. А когда звучит соло Ашикова, зал взрывается аплодисментами”.
Мы продолжаем любить их живой звук на концертах в колледже искусств, где работают некоторые участники “Норильского диксиленда” – бас-гитарист (он же концертмейстер, он же звукорежиссер) Николай Коженок, “народник” Сергей Федоров. Вместе со своим ансамблем “Сфорцандо” (акцент) он поразил норильскую публику на вечерах греческой культуры. И не только. Джазовые композиции Сергей исполняет на банджо.
Пианист Олег Морозов, в свое время принявший от великолепной Фаины Чепель руководство городской хоровой капеллой, в диксиленде называется клавишником. А все вместе джазмены называют себя любителями. “То, чем профессионалы занимаются по четыре часа в день, мы делаем в свободное время”, – поясняет руководитель ансамбля Сергей Маркович.
В свободное субботнее утро “Норильский диксиленд” решил сначала “Тряхнуть костями”. Затем “оседлать” знакомую “Дикую лошадь”. Эту мелодию любители интеллектуальных игр слышат, когда крутится волчок в телеклубе “Что? Где? Когда?”, разумеется, без импровизации кларнетиста Алексея Несова. На репетиции он мастерски ввернул в композицию Геннадия Бондарева фрагмент из “Веселого ветра” Исаака Дунаевского, и музыкальная шутка по гармонии очень подошла основной мелодии. “Кто весел, тот смеется, кто хочет, тот добьется…”
На репетиции музыканты настойчиво добиваются нужного им звучания “Подмосковных вечеров”, еще раз прогоняют “Больницу святого Джеймса”, но пока не решили, исполнять ли на публике английскую популярную песенку тридцатых годов, которую интерпретировал великий Луи Армстронг.
Мне исполнение блюза понравилось, а Николай Коженок, кажется, не приветствует “Больницу” в репертуаре диксиленда. “Все зависит от настроения”, – утверждает бас-гитарист. В том числе и настроения самих музыкантов, думаю я. А интерпретация Луи Армстронга не испортит хорошее настроение слушателей фестиваля “Живой звук”. Впрочем, у “Норильского диксиленда” есть в запасе композиция про денди, у которого все хорошо, и он более удачлив, чем… Остап Бендер. Такая у музыкантов интерпретация. Стоит послушать.


"Захватчикам – нет, бузуки – да", 31 октября 2012 года, 12:57
В Норильске отметили греческий праздник Охи. Гвоздем программы стало выступление композитора и аранжировщика Сергея Федорова, который вместе со своими ученицами исполнил знаменитый сиртаки.
Праздник национальный, в руках у маэстро – греческий инструмент бузуки, напоминающий лютню. Рядом с Сергеем – студентки третьего курса Норильского колледжа искусств Екатерина Зайцева и Татьяна Талалаева с домрами в руках.
Известный российский композитор и аранжировщик, победитель многих российских и международных конкурсов, талантливый педагог, за последние два года освоивший бузуки, поет дифирамбы этому инструменту:
– Сегодня у нас тематический концерт. Исполним знаменитый сиртаки и греческий народный танец.
Греческий бузуки – это сейчас мировой инструмент. Развивается так же, как другие академические инструменты, например как гитара. Используется в джазе, барокко, мэйнстриме, даже в рок- и поп-музыке. Очень много альбомов записано с бузуки. На фестивале “Живой звук” я играл на бузуки. У нас в стране это был дебют этого инструмента на международных фестивалях.
Греция, Охи, бузуки – все это было в тему праздника.
В переводе с греческого слово “охи” означает “нет”. Так ответило греческое правительство в 1940 году странам нацистского блока на ультиматум войти на территорию Греции и занять там “отдельные стратегические позиции”. Весь народ Греции на следующий день скандировал гордое слово “охи”, которое в данном случае означало: “Лучше умереть стоя, чем жить на коленях”. В ответ итальянские войска атаковали греческие пограничные пункты, что означало вовлечение Греции во Вторую мировую войну. У греков и россиян много общего, пришли к выводу гости праздника, а особенно гражданская позиция в годы войны.
Конечно, гвоздь программы – трио “Сфорцандо” – оправдал возлагаемые на него надежды. По залу разлились теплые звуки бузуки. Подъехавшая прямо из Греции гостья с красивым мифологическим именем Кассандра исполнила песню на родном языке. Смысл ее в переводе таков: “Мы, греки, непокорные навеки… И если враг вернется снова, в ответ ему прозвучит: “Нет!”
Воспитанницы Талнахской детской школы искусств исполнили несколько песен на греческом. Вика Мочалова – песню “Ананисис” (в переводе – “память”), а Анастасия Лихачева – песню “Мавра я ля”, посвященную героям греческого Сопротивления. Преподаватель девочек Ирина Ускова рассказала, что греческое направление ее воспитанники начали осваивать год назад. И так увлеклись, что вместо двух песен разучили шесть. Что тут скажешь – Греция продолжает дарить вдохновение.


Ccылки на другие страницы
на главную
на первую


 
Hosted by uCoz